Ценим
ПРОШЛОЕ,
работаем
на БУДУЩЕЕ

Экскурсии на Первую в мире АЭС

История

Более 75 лет мы разрабатываем самые передовые технологические решения в области ядерной энергетики и безопасности

Ветераны о туристическом движении в ФЭИ

Турпоход на велосипедах. Переправа из Поленово в Тарусу

Турпоход на велосипедах. Переправа из Поленово в Тарусу

В Физико–энергетическом институте работали и продолжают трудиться удивительные люди – талантливые ученые, разносторонние, увлеченные  личности. Их отличают энтузиазм, любовь к профессии и спорту, преданность институту и родному городу.

На очередной встрече ветераны  рассказали о славных годах  развития туристического движения в ФЭИ. За чашкой чая собрались заядлые туристы, которые прошли немало зимних и летних походов, далеких и близких. В те годы туризмом занимался весь институт. И не на любительском, а почти на профессиональном уровне. Турпоходы совершались в самые разные уголки нашей необъятной страны.

Смешные случаи у костра, истории о непростых и увлекательных маршрутах, теплые слова об энтузиастах туризма в ФЭИ – воспоминаниям на ветеранской встрече не было конца. Делимся некоторыми из них.

Галина Серафимовна Филатова:

– Официальная дата рождения туризма в ФЭИ – май 1950 года, она указана в книгах. Первый туристический поход организовали сотрудники института Л.Н. Усачев и А.С. Романович, в нем участвовало 9 человек. Я пришла работать в ФЭИ в 1956 году, но еще с 1953 года ходила в походы с Евгением Ворожейкиным. Все мы работали в разных подразделениях института, но туризм объединял всех нас. Ходили в зимние походы, сплавлялись на байдарках и плотах, занимались альпинизмом, совершали пешеходные, велосипедные, лыжные переходы. Были и комбинированные походы. Однажды нас довезли до Вереи, и одна группа пошла на байдарках по Протве, а мы с Львом Кочетковым – пешком.  Ходили пешком от Тарутино до Обнинска. Позже стали ездить в Карелию, на Алтай, туризм стал организованным. 

Владислав Александрович Соловьев:

– А мне помнится, что первые турпоходы в ФЭИ совершались даже раньше, еще в 1948-49 годах, когда в Обнинск прибыли молодые ученые. В самостийные длительные турпоходы в те годы ходили Виктор Пупко, Александр Малышев, Игорь Бондаренко, в местные походы одного дня водил Владимир Глазанов. Когда в 1950 году вместе с будущим академиком РАН Николаем Агеевым мы приехали в Обнинск, сразу влились в коллектив старых сотрудников института. Познакомились в Усачевым, Романовичем, Зарецким, Блохинцевым, закончившими МГУ, где они еще во время учебы катались на лыжах на Ленинских горах. В ФЭИ они продолжили тренироваться.

С 1951 года начал ходить в турпоходы и я. Однажды мы двигались пешком к Обнинску, и в районе Спас-Загорья встретили  группу туристов-водников из МГУ, в числе которых оказался Академик АН СССР Игорь Тамм. А потом Романович и Усачев сагитировали меня, Александра Трифонова и Бориса Новиковского заняться альпинизмом. В 1952 году я поехал в альплагерь «Химик», где совершил восхождение на вершину Гумачи, прошел перевал и получил значок альпиниста. В 1953 году Алексей Романович трагически погиб на Памире, и альпинистское движение в институте несколько угасло. Свои навыки я восстановил, когда в ФЭИ прибыл Лионель Чернов. В 1957 году мы вместе с Дмитрием Кудрявцевым попали в альплагерь «Алибек» на Кавказе. А в 1958 году под началом секретаря комсомольской организации Владимира Капустина сплавлялись на байдарках, закупленных ФЭИ, по Протве от Вереи до Обнинска, затем и по Угре от Юхнова до Калуги.

Турслет

Турслет

Константин Анатольевич Резвых:

– У меня в руках журнал, в котором записаны турпоходы, начиная с 13 мая 1961 года – 22 похода за последующие 11 месяцев, в среднем 2 похода в месяц, включая cлеты.

В конечном счете мы обошли окрестности Обнинска в радиусе 20-30 км по окружности пешком и на лыжах. Самые яркие впечатления оставил первый поход. Он случился через месяц после полета в космос Юрия Гагарина. Поход начался на ст. Ворсино и проходил по весенним перелескам к селу Спас-Прогнанье, в храме которого похоронен русский математик Пафнутий Чебышёв. 14 мая исполнялось 140 лет со дня его рождения, и это были знаменательные дни. 

Еще запомнился дальний поход на Алтай. Мы проехали 400 км по Чуйскому тракту, перешли реку Чулышман и вдоль реки  Куркуре поднимались до ее истока и вершины горы Куркуре-Божи. Там предыдущая группа оставила в пирамидке записку с адресом. Позже мы отправили ее по почте как подтверждение их восхождения. Мы заменили записку своей и начали спуск вдоль Чульчи, другого притока реки Чулышман. Чульча – река полноводная. Потребовалась веревочная переправа, и выручил нас Коля Колосков. Он намотал на себя веревку и поплыл на другую сторону реки, чтобы привязать к кустам. С первого раза подходящих кустов не нашлось, пришлось пройти вверх по течению и снова переплывать Чульчу. По этой веревке мы и переправили сначала рюкзаки, а потом перебрались сами. Это был профессиональный прием туризма.

Сергей Владимирович Спиченков:

– В самом начале своего туристического пути у меня случился поход, которым я до сих пор гожусь. Как-то мы приехали на велосипедах в Тарутино. И набрели на невзрачную серую плиту – памятник солдатам, погибшим в 1941 году под Нарой. Здесь полегло много русских солдат. Немцев к Москве они не пустили. Нам, комсомольцам, были стыдно за то, как выглядело это памятное место. Поэтому, вернувшись, пошли прямиком жаловаться в горком комсомола. Это послужило толчком к установке в этом месте нового памятного мемориала.

Сергей Владимирович Спиченков (первый справа), Владимир Андреевич Троян (второй справа)

Сергей Владимирович Спиченков (первый справа), Владимир Андреевич Троян (второй справа)

Владимир Андреевич Троян:

– В 1963 году  еще студентом МИФИ я «попал в руки» обнинского энтузиаста туризма Евгения Ворожейкина – в 2023 году этому замечательному человеку исполнилось бы 100 лет. С этого встречи и начался мой путь в туризме. За много лет я прошел Саяны, Алтай, Карелию, Кавказ, Эльбрус, Карпаты, Кольский полуостров.  Был во многих уголках России, но, хочу сказать, самое красивое место для меня – это Алтай. Как-то почти на месяц мы ушли в горы, не видели людей, только соболей, бурундуков, пищух и медведей. Спустились к Телецкому озеру и переплыли его. А потом по Катуни сплавлялись на дощатике – самодельной лодке-плоскодонке, которую сами и сколотили. Случались и разные курьезные случаи, расскажу один. Это были первые зимние каникулы первого курса. Мы собрались в лыжный поход в Карелию, собрали снаряжение. Приехали, а снега нет, только озера замерзли, лед прозрачный – ложишься, и рыбу видно. Так что лыжи нам почти не пригодились, а снег выпал только к концу похода.

Ветераны туризма вспоминали веселую историю о пропавшем шерстяном носке Ворожейкина, который он повесил на ночь сушиться над костром. Носок искали утром всем лагерем. А нашелся он на дне ведра чая с кипятком после того, как его дружно выпили. Еще вспоминали об охотнике на алтайской турбазе, который прикормил медведицу. Она стала ручной, заходила по вечерам в женские палатки и сильно пугала девушек тем, что протягивала лапу, прося еду.

Одну из историй про медведя рассказал Валерий Кондратьевич Сазонов:

– Я байдарочник, прошел много походов. И вот мы на левом берегу Витима, сплавляемся на байдарках. Нарыбачились, настоящий таймень пошел. Ищем площадку. Нормального берега нет, одни скалы. Видим маленький песчаный участок. Остановились, закрепились. И тут же сварили уху. В воде у берега оставили большую гору очисток от рыбы. Поели, настроение хорошее, почувствовали отдых. Недалеко поставили палатку, забрались в нее и благополучно уснули. А тут недалеко порог, который нужно будет пройти утром, когда будут силы. Просыпаемся и видим, что от рыбьих потрохов не осталось и следа, а рядом  крупные медвежьи следы. Как он мог подойти к нам так близко? Никого не тронул, никто из нас не слышал шагов медведя. Возможно, приплыл?

На ветеранскую встречу туристов ФЭИ пришла Зинаида Гергиевна Круглова, вдова Александра Круглова. Она рассказала о своем муже, с которым прожила 64 года.

– Саша был очень остроумный, добрый человек, у него были золотые руки. Он, без сомнения, обладал определенным литературным талантом. К каждому туристическому слету сочинял какую-нибудь песню на мотив известной песни. Но к одному слету целый трактат для выступления Круглову, который, конечно же, был начальником слета, придумал Влад Иванов из ИЭМ. Трактат назывался «Туризм и эпоха». И вот как в нем характеризовался туристский цвет Обнинска: «Главное в туризме, как сами понимаете, везде люди. Простые советские люди. Посмотрите, товарищи, на Александрова Юру, который перековал мечи на орала, то есть променял мелкокалиберное ружье на ведро с гречневой кашей. Или на товарища Круглова, который все еще является председателем турклуба и любит походы до обморожения ног. Ворожейкин – папа туризма в Обнинске... Или вот Гентош и Середин. Насколько один любит гитару, настолько другой сторонник пения лишь про себя… Мы не может также пройти мимо Кудрявцева, и с ним еще 69 человек – отпетых туристов. Именно благодаря нашему активу, этим цветочкам туризма... мы ходили в 25 дальних походов, в которых участвовало 140 человек. Сделано 1200 воскресных человеко-походов. А благодаря облагораживающему влиянию женщин резко повысился и пошел в крутой подъем культурный уровень обнинского туризма».

Участник встречи ветеранов Валентина Сергеевна Жуковская увлеклась туризмом еще со студенческих времен, а позже ходила в турпоходы уже в Обнинске, куда приехала в 40-летнем возрасте и стала работать в ФЭИ. К водному туризму ее привлек  Борис Михайлович Макашов. В первый турпоход Валентина Сергеевна пошла в 49 лет, хотя никогда раньше не гребла на байдарке. Это были 80-е годы.

– 20 лет каждый отпуск мы собирались в Карелию. И наконец в 70 лет я все-таки решила, что хватит. Надо сказать, раньше туризм был совершенно иного плана. Сейчас есть и легкое снаряжение, и большие палатки весом всего полтора килограмма, и походная баня. А раньше груз был очень тяжелый: палатки, байдарки, питание на месяц – все тащили на себе, а потом везли на третьей полке поезда. Основным местом наших походов было Ковдозеро. Это север Карелии, на границе с Мурманской областью. ам такой лабиринт рек, озер, переходов, что маршрутов хватало с лихвой. Мы забирались в самую глушь, где никого, кроме нас, не было. Это сейчас походы длятся всего 12 дней. А мы уходили на 21 день. Вот как-то идем мы по Ковдозеру, видим скалу, наверху стоит лагерь, ребята купаются. Мы их поприветствовали, кричим: «Вы откуда?». Отвечают: «Из Обнинска!». Иголку в стоге сена легче найти, чем встретить земляков на этих просторах. А мы встретили!

Каждому, кто ходил в походы, без сомнения, есть что вспомнить. Туризм – это очень красивая, эмоциональная и богатая впечатлениями часть жизни. Хочу прочитать свое стихотворение, оно было написано после похода в Кичаны:

Прощайте, прощайте, Кичаны,
Прощайте, туристские станы,
Прощай, мировая рыбалка,
С которой расстаться нам жалко.
Остались одни только сутки
До той невеселой минутки,
Когда, прогудев троекратно,
Нас поезд подхватит обратный.
Но чувствуем, есть еще силы,
Опять нам чуть-чуть не хватило.
Прощай, дорогая свобода,
До отпуска нового года.

Лыжный поход. Группа П. Душина – претенденты на руководителей турпоходов.

Лыжный поход. Группа П. Душина – претенденты на руководителей турпоходов.