
Борис Петрович Максютенко – талантливый физик – экспериментатор, ведущий специалист в области нейтронной и ядерной физики. Его труды по физическим аспектам проблемы запаздывающих нейтронов широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом.
Борис Петрович Максютенко родился 9 января 1922 года в городе Смела Киевской области.
В сентябре 1939 года он поступил на 1-й курс физико-механического факультета Ленинградского политехнического института, а в 1940 году был призван в Красную Армию. Ему было тогда 18 лет. Войну он встретил на Кавказе, на границе с Турцией.
До 1943 года рядовой, затем старший сержант и командир отделения артиллерийской разведки, он прошел длинный и тяжелый путь по дорогам войны в составе 419-го Венского ордена Александра Невского истребительно - противотанкового артиллерийского полка, входившего в 7-ю танково-истребительную бригаду резерва главного командования.
Географию его боевого пути отражают многочисленные благодарности Верховного Командования и медали «За оборону Кавказа», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», а подвиги – ордена Красной Звезды и Отечественной войны I степени, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».
В приказе о награждении медалью «За отвагу» говорится: «В бою 26 февраля 1944 года на правом берегу Днепра тов. Максютенко проявил мужество и отвагу. Будучи командиром отделения разведки, он в ненастную погоду более 10 часов бессменно наблюдал за готовящимся, а затем перешедшим в контратаку противником. Благодаря своевременной и точной информации полк без потерь отразил контратаку, подбив 2 самоходных орудия и уничтожив живую силу противника».
В сопроводительных документах к приказу о награждении медалью «За боевые заслуги» написано: « …с 20 по 23 августа 1944 года в период наступления от Днестра до Прута тов. Максютенко, следуя впереди в составе оперативной группы штаба, в числе первых ворвался в деревню Леушень Молдавской ССР и участвовал в захвате 2-х штабных машин противника…».
Борис Петрович всегда гордился тем, что почти с первых дней войны и до конца был на передовой (кроме полугода в 1942 г., проведенного в госпитале после ранения). Он остался в строю и прошел путь от Кавказа до Вены, несмотря на то, что пальцы его ног были ампутированы после обморожения, полученного во время боевых действий на Кавказе. «Воевали-то в летнем обмундировании, т. к. считалось, что на Кавказе зимы теплые,» – вспоминал он.
Форсирование Днепра, Ясско-Кишиневская операция, освобождение Украины, Молдавии, а так же Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии и Австрии – это лишь вехи его боевого пути. Старшему сержанту Максютенко Борису Петровичу объявлено 16 благодарностей приказами Верховного Главнокомандующего тов. Сталина И.В. за отличные боевые действия по разгрому фашистских оккупантов при освобождении 15 городов России и Западной Европы, за форсирование реки Дунай. В честь освобождения многих из этих городов в Москве был произведен салют.
По приказу начальника штаба полка Борис Петрович, будучи очень грамотным и литературно одаренным человеком, вел журнал боевых действий полка. Этот безымянный труд хранится теперь в военном архиве. В архивных документах министерства обороны написано: «Тов. Максютенко за весь период боев, не считаясь с лишениями и крайне неудовлетворительными условиями работы, в срок оформлял положенную документацию…» Фронтовые товарищи Бориса Петровича, писавшие после войны мемуары и использовавшие эти материалы, отмечали, что он не просто регистрировал события, но давал им оценку, анализировал их. Борис Петрович, обладавший феноменальной памятью, и спустя многие годы помнил названия даже маленьких деревень и городков, через которые проходил их полк, имена и фамилии десятков людей, военные эпизоды, даты событий. Он редко рассказывал о тяготах войны и о себе, чаще о военной смекалке своих товарищей, их храбрости и отваге. К большому сожалению, военных мемуаров он так и не успел написать.
Победу Борис Петрович встретил в Вене, а демобилизовался и прибыл на учебу в Политехнический институт города Ленинграда в декабре 1945 года. В качестве трофея он привез с собой только чемодан чистой бумаги для занятий физикой и математикой. Несмотря на пятилетний перерыв, первую послевоенную сессию он сдал на «отлично».
Дипломную работу он выполнял на кафедре профессора Бориса Павловича Константинова, выдающегося физика, академика, именем которого впоследствии был назван Петербургский институт ядерной физики. Несмотря на желание Б.П. Константинова оставить на кафедре талантливого студента для продолжения научной работы, Борис Петрович был направлен в Лабораторию «В» и в июле 1950 г. приступил к работе в отделе ядерной физики, возглавляемом О.Д. Казачковским.
…
Борис Петрович был талантливым ученым. Он мечтал написать книгу о запаздывающих нейтронах, где мог бы соединить все свои знания и результаты исследований. Мечтал написать книгу о войне, о которой знал не понаслышке. Но здоровье, подорванное на фронте, многое не позволило сделать.
Статья предоставлена семьей Б.П. Максютенко
Опубликовано: газета «Обнинск», № 155 от 13 ноября 2003 г.