И.М. Мохирева

Китаев Владимир Яковлевич родился 17 февраля 1925 года в селе Воронцово-Николаевское Сальского р-на Ростовской области, на улице Будённого.
Отец Владимира Яковлевича был участником Первой мировой войны. В годы гражданской - служил в Красной Армии, начинал в первой сотне конницы Будённого. После войны работал в родном селе слесарем-механиком. Мать занималась домашним хозяйством и детьми, в семье Китаевых их было пятеро. Двое умерли в детском возрасте в тяжёлые 30-е годы.
* * *
В 1934 году семья Китаевых переехала в рядом расположенный Сальск с улицы Будённого на улицу Сталина.
* * *
В июне 1941 года в 16-летнем возрасте Володя с отличием окончил школу.
* * *
21 июня для выпускников школы прозвенел последний звонок, а «завтра была война». 26 июня 1941 года Владимир Китаев был направлен в г. Ленинград для поступления в «Дзержинку»1 - в военкомате как-то не заметили его несовершеннолетний возраст. Конкурсные экзамены он сдал успешно и после кратковременной общевойсковой подготовки 6 августа 1941 года принял военную присягу. До присяги мальчишек называли «кандидатами», а теперь они уже стали курсантами.
К учебе курсанты едва успели прикоснуться, как вскоре из первокурсников был сформирован истребительный батальон, который участвовал в оборонительных боях под Ленинградом. Курсантов переодели в «сухопутную» форму: серая шинель, ботинки, обмотки, выдали трехлинейки и отправили в бой.
Несмотря на отступление никто не унывал. Ребята были молоды и в те трудные годы свято верили в Победу. В батальоне, в котором начал воевать Владимир, было много выпускников Ленинградской военно-морской спецшколы, на которых можно было равняться курсантам, пришедшим «с гражданки».
Морские части, которые в дальнейшем в массовом порядке привлекались к боевым действиям на всех фронтах, были элитой рабоче-крестьянской Красной Армии. За время войны морские пехотинцы приобрели грозную для врага славу. Атаки их были дерзкими и неотвратимыми. И не напрасно военно-морская пехота наводила ужас на врага.
Молодые солдаты шли в бой, неся в своём сердце своей малую родину, образ мамы и той девчонки, к губам которой не успел прикоснуться. И эти образы стали словами заветных песен: «А я в Россию домой хочу, я так давно не видел маму…», «А мне б в девчоночку хорошую влюбиться…».
После передислокации училища из блокадного Ленинграда в г. Балахну Горьковской области в ноябре 1941 года почти весь личный состав училища (кроме 3-го курса) был отправлен на формирование фронтовых соединений. Владимир Китаев сначала был направлен в Волжскую, а затем Онежскую военную флотилию (Карельский фронт) в качестве электрика в дивизион канонерских лодок (май 1942 – июль 1944).
Несмотря на то, что эти корабли не обладали хорошими скоростными качествами, но они имели мощную броню, хорошее вооружение, поэтому представляли серьезную опасность для врага. Служили они для артиллерийской обработки береговых укреплений и высадки десанта.
Летом 1943 года дивизион из четырёх канонерских лодок высадил на берег Онежского озера разведывательный десант, но при возвращении на базу в результате массированного налета немецкой авиации две канонерки дивизиона были потоплены, а две другие получили серьезные повреждения. Взрывной волной Владимир Китаев был отброшен на броневую палубу и получил тяжёлую контузию.
Поврежденным канонеркам удалось своим ходом дойти до базы. Владимир оказался в походном лазарете, где находился на лечении в течение двух месяцев.
После лазарета получил месячный отпуск и отправился в свой родной город Сальск. Родным он решил устроить сюрприз и приехал без предупреждения. Старая саманная хата не видела столько слез родных и соседей, слитых вместе с радостью и горем. Для родных радость была двойная - недавнее освобождение Сальска от фашистов и встреча с любимым сыном-защитником. В городе при оккупации, конечно, не обошлось без расстрелов, у многих родные и близкие погибли на фронте. К счастью семья Владимира не пострадала.
В июле 1944 года при активном участии Онежской военной флотилии была освобождена столица Карело-Финской республики г. Петрозаводск. За участие в этой операции Владимир Яковлевич был награжден медалью «За боевые заслуги».
С Карельского фронта часть подразделений Онежской флотилии вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Местом базирования их стала новая военно-морская база на полуострове Порккала-Удд в 30 километрах от столицы Финляндии города Хельсинки. Там Владимир Яковлевич прослужил до конца августа 1950 года и был демобилизован в звании главного старшины. В 1945 году за участие в боевых действиях кораблей военно-морской базы Порккала-Удд Владимир был награжден второй медалью «За боевые заслуги».
К 30-летию Великой Победы Владимир Яковлевич был награжден орденом Отечественной войны I степени.
К наградам Владимир Яковлевич относится как к рядовому явлению. Люди честно выполняли тяжёлую военную работу, а с наградами кому как повезло. Ведь всех, кто ходил в атаку, нельзя не называть героями.
Из-за контузии мечте стать военным инженером-кораблестроителем не суждено было осуществиться. По медицинским показаниям был наложен запрет на возвращение В.Я. Китаева в «Дзержинку».
Но параллельно со службой на флоте Владимир решил продолжить обучение по любимой специальности и в 1946 году поступил на заочное отделение Ленинградского кораблестроительного института. За годы послевоенной тяжёлой флотской службы удалось одолеть 2,5 курса института. Контузия постоянно напоминала о себе то головными болями, а то и внезапной потерей сознания. Последняя надежда на возвращение в «Дзержинку» растаяла в марте 1950 года, когда стало ясно, что на флоте военнослужащие 1925 года рождения будут подлежать демобилизации. Владимир забрал свои документы из Высшего военно-морского инженерного училища им. Дзержинского.
К концу службы под впечатлениями событий в японских городах Хиросиме и Нагасаки профессиональные интересы и увлечения Владимира Яковлевича начали склоняться в сторону ядерной науки. Над страной нависла новая угроза – ядерного уничтожения. Наступила эра противоборства СССР и США за тотальное овладение ядерным оружием. Началась длительная холодная война.
В 1950 году Владимир поступил сразу на 2-ой курс физико-механического факультета Ленинградского политехнического института, который являлся базой знаменитого Ленинградского Физтеха Иоффе. Учился успешно, был Сталинским стипендиатом, участвовал в партийной работе факультета. В коммунистической партии с 1945 года и по сей день.
В феврале 1954 года он был направлен на преддипломную практику и защиту диплома в Лабораторию «В» (ст. Обнинское, в то время Малоярославец-1). На практику приехал с другом по институту Алексеем Воробьевым, который в последствии стал директором Петербургского института ядерной физики. Поначалу жили в железнодорожном купейном вагоне, который стоял на территории Лаборатории «В».
Под руководством Бориса Григорьевича Дубовского и активном содействии Андрея Капитоновича Красина, Владимира Александровича Малыха, Артёма Николаевича Григорьянца Владимир Яковлевич защитил дипломную работу на тему «Малоинерционная термобатарея с урановым покрытием для измерения больших нейтронных потоков в ядерных реакторах и непосредственного преобразования ядерной энергии в электрическую». Идея ядерного электрического генератора принадлежала Б.Г. Дубовскому, конструкцию и технологию разработал В.А.Малых, Программу эксперимента – А.Н.Григорьянц. Впервые электрическая лампочка горела от энергии атома без паросилового цикла. В принципе, это была первая работа, давшая толчок для развития нового направления ядерной энергетики. Владимир Иванович занимался сложными тепловыми расчётами. Руководители предлагали ему сделать эту работу темой кандидатской диссертации, но его больше привлекала непосредственно ядерная физика, и вскоре он перешёл на нейтронные спектрометрические эксперименты.
За время преддипломной практики он был участником сборки и пуска физстенда в Главном корпусе ФЭИ, который был предназначен для проверки физических расчетов реактора Первой в мире АЭС, а затем - и пуска самой атомной электростанции.
После защиты диплома, в феврале 1955, был оставлен для работы в Лаборатории «В».
Занимался проблемой взаимодействия нейтронов с конструкционными и делящимися ядрами методом спектрометрии нейтронов по времени пролета. Полученные данные пополняли базу ядерных данных и использовались для расчетов реакторов. За многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие атомной науки, награжден Почетной грамотой Министерства РФ по атомной энергии и занесен в Книгу Почета ГНЦ РФ-ФЭИ.
* * *
В июне 2005 года Владимир Яковлевич, как это можно выразить сейчас, «окончательно вышел на пенсию», но всё-таки продолжает работать, ведь остались ещё многие незавершенные проблемы. Тема «уточнение ядерных данных», наверное, открыта для физиков навсегда.
* * *
Казалось бы, всё хорошо сложилось в жизни, несмотря на все потери, и всё-таки в глазах Владимира Яковлевича чувствуется какая-то тяжёлая утрата и невыносимая сердечная боль. На вопрос, что Вы чувствуете сейчас на душе, звучит горький ответ. «Так тяжело на душе не было в самые тяжёлые годы войны. Думаю, что здесь не стоит уточнять причины, они видны каждому честному человеку. За эту ли Родину отдали свои жизни его погибшие одноклассники?»
Не хотелось бы заканчивать статью на грустной ноте. Несмотря на солидный возраст, Владимир Яковлевич продолжает трудиться, ведет активный образ жизни.
Воспоминания записаны в 2007 году. Публикуются с сокращениями.
1«Дзержинка» – Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского