Ценим
ПРОШЛОЕ,
работаем
на БУДУЩЕЕ

80 лет Победы Экскурсии на Первую в мире АЭС

9 мая
День Победы

Помним и гордимся!

МОЖЕТ, СОЛДАТСКИЙ КОТЕЛОК И ВИТНОВКА СПАСЛИ

Н.И. Ушакова

По просьбе руководства отдела 19 пенсионер Петр Степанович Соловьев дважды возвращался на работу. Механик, имеющий богатый производственный опыт и высокую квалификацию, помогает поддерживать БФС в надежном состоянии. Лет ему за 70, чуть не дотягивает до юбилейного 50-летнего стажа работы в институте. Ратные подвиги и трудовые успехи Петра Степановича отмечены орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1 степени, Октябрьской Революции и многочисленными медалями.

1933 год. Мальчишкой Петр приехал в будущий город Обнинск. Отца с бригадой из Москвы прислали на строительство вспомогательных помещений главного корпуса. Строил отец и школу имени Шацкого, куда Петр бегал учиться. Жила тогда семья временно в подвальном помещении морозовской дачи, позднее поселилась в деревне Самсонове. Отсюда в 1942 году и пошел Петр на войну.

– После окончания краткосрочной военной школы в звании сержанта-пулеметчика, – рассказывает Петр Степанович, – 30 апреля я был направлен в поселок Полотняный Завод, что за Калугой, где получил отделение. Мечтал-то я о летном училище, даже к возрасту год приписал, не получилось. Может, и к лучшему. Жутко было смотреть за боями в воздухе: практически летчики не покидали самолетов и погибали вместе с ними.

Петр Степанович освобождал Калужскую землю – Мещовск, Мосальск, Сухиничи, Козельск, дважды Зайцеву гору. Битва на Зайцевой горе была жестокой, полегло много молодых... При наступлении в направлении Гжатск – Вязьма получил ранение и был направлен в полевой госпиталь. Добирался пешком, голодный, боль не отпускала (правая сторона груди). Госпиталь находился... за железнодорожным переездом Обнинска. После 1,5-месячного лечения направили в Москву, в Бронницы, к артиллеристам. Недолго стояли в запасе, затем – Ржев. Здесь тоже были жестокие бои. А где они были иными?

– В 1943 году, – продолжил рассказ Петр Степанович, – началась подготовка к Орловско-Курской битве. Приготовили орудия, наладили связь и отправили нас под Козельск. Здесь произошла моя встреча с братом Тимофеем. Зам.командира полка с адъютантом собрались в штаб Западного фронта. Попросил их зайти к моим родным, рядом ведь. Там они увидели моего брата. Он несколько раз ходил в военкомат, просился на фронт, но по возрасту ему еще было рановато. Ну, а здесь такой случай. Военные пришли “оттуда”, он и попросился с ними. Так попал на фронт. Прибыл он поездом вместе с другими новобранцами, построили их, брат мой рядом, а мое сердце этого не чует. Позже вызвали меня к комвзвода, у него я увидел брата.

Затем началась двухмесячная битва на Орловско-Курской дуге. Что заметили мы? Утром сделаем артподготовку, после обеда обязательно пойдет дождь. Так все было раскалено. Измотаны были до предела. Наверное, молодость помогла выдержать все. Вспоминаю нашего старшину – заботливого, доброго. В невероятных условиях исхитрялся раздобыть воды и устроить нам баню. А помыться для бойца – первое дело.

После жестокого сраженья отвели нас на формирование под Орел. Вместо полка смогли сформировать только бригаду, которая впоследст вие вошла в 3-ю артдивизию резерва Главного командования. И сразу бросили нас на 1-й Украинский фронт. Дождь, а мы – в ватниках. Провели мощнейшую артподготовку, и под Новый год освободили Житомир.

Петр Степанович освобождал Украину участвовал в Житомирско-Бердической, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Висловской, Висло-Одерской операциях. На одном из привалов случилась у Петра Степановича такая история. Под головой находился вещмешок с котелком. Он слышал, что просвистела пуля. Пошел за обедом, а котелок – худой. Однажды его винтовка спасла: побежал за обедом для своих. Выстрел из миномета, Петр Степанович падает, осколок же мины разбивает винтовку.

– На Сандомирском плацдарме стояли в обороне. В это время союзники обратились к Сталину об ускорении наступления. Одер форсировали по льду. Быстрым маршем правый фланг пошел на Берлин, а с середины левая часть – на Дрезден. Вышли за Дрезден, полковник Коноплев, начальник политотдела выстроили нас и объявили: войне конец! Гуляйте, отдыхайте! Водителям пришлось с выпивкой потерпеть. Наш путь лежал на Прагу. Здесь 11 мая закончили войну, домой попал к Новому году.

Однако военная служба для Петра Степановича еще не закончилась. Пришлось ему 2 года служить в Чехословакии, Германии, Австрии, в нашей Жмеринке. Из Жмеринки его перебросили в Фергану. Оттуда по Указу от 4 февраля 1947 года Петр Степанович демобилизовался.

Опубликовано: газета «Атом», 1995, № 3