Н.И. Ушакова

Возможно, эти известные слова сегодня воспринимаются неоднозначно. Но именно ветераны не стареют душой, несмотря на почтенный возраст, продолжают трудиться. Один из них Николай Николаевич Краснов, много лет проработавший начальником отдела циклотронных изотопов.
Его трудовая деятельность в нашем институте началась в 1958 голу. К этому времени он закончил МИФИ по специальности «ускорители заряженных частиц», проработал 5 лет в Сухуми и переводился в Дубну. Да вот судьба министерской рукой повернула Николая Николаевича в Обнинск, в ФЭИ, где начиналось строительство циклотрона, и нужен был специалист. По словам Николая Николаевича, его построили и ввели в эксплуатацию за 4 года. Это очень короткий срок. Судьба складывалась для него удачно: защитил кандидатскую, затем докторскую диссертации, имеет звание профессора, много лет работает руководителем. Сейчас отдел циклотронных изотопов — арендное предприятие.
— Трудностей хватает, но и работать стало интересней, — говорит Николай Николаевич, теперь уже директор арендного предприятия «Циклотрон» при ФЭИ. — Я считаю, что арендные предприятия, это как раз то, что поможет вывести экономику из тупика.
Не так чтобы много лет Николаю Николаевичу, но и немало. Он бодр, полон идей. Отличная память на события, особенно, что касается молодости. А она прошла на войне. Накануне дорогого для всех, и особенно для участников Великой Отечественной войны, праздника — Дня Победы я попросила Николая Николаевича вспомнить о военном времени.
«В 1942 году я закончил среднюю школу города Астрахани и с выпускного вечера пошел в военкомат. А 3 июня был призван в гвардейские минометные части (знаменитые "катюши"). Из Астрахани отправили в Сталинград, оттуда в Москву на формирование. Часть стояла за городом, там мы овладевали специальными навыками по обслуживанию «катюш». Надо сказать, что общей военной подготовки нам не требовалось. Она была прекрасно налажена в школе в предвоенные годы.
В 20-х числах июня направили на Юго-Западный фронт (Изюм-Барвинковское направление). Стояли в лесу недалеко от г. Белого. Началось наступление немцев, это был хаос. Наша часть оказалась по сути как бы разорванной. Попали в окружение. Выбираясь из окружения, угодили под обстрел самолета, он буквально набросился на нашу колонну. Наш боец проявил мужество, не растерялся и по самолету стрелял из зенитного пулемета, тем самым спас нас. Местный проводник вывел нашу колонну из окружения. Я в составе полка шел в направлении на Ростов.
Полк был отправлен на переформирование в Москву. До ноября 1942 года стояли в запасе на Калининском фронте. На нашем участке было, если так можно выразиться, ложное наступление. И опять прорыв на линии фронта и... окружение. Выходили по оврагу, "катюши" не могли провезти, пришлось их взорвать. Здесь мы понесли людские потери: хвост колонны был расстрелян немцами. Мне как-то везло, судьба хранила. У меня был ручной пулемет, но не было патронов, поэтому меня не оставили оборонять фланги. Это спасло меня. Снова на формирование в Москву — 1 января 1943 года.
Затем — Северо- Западный фронт, под Осташково. Было наше неудачное наступление, по всей вероятности, это был отвлекающий маневр. Летом — сражение на Курской дуге. К нему готовились серьезно. Находясь на передовой, получил ранение и был отправлен в госпиталь под Воронежем. На станции Красная Яруга немцы бомбили наш эшелон с ранеными. Страшно, одна бомба попала в вагон с тяжелоранеными. Подлечился и набрался сил в госпитале. Мне опять повезло: врачи не обещали, что раненая рука будет полностью подвижной. Но, слава Богу, все обошлось. Из госпиталя направили на формировочный пункт под Борисполь пешком. В пути питались тем, что давали жители деревень, где ночевали.
В свой полк опоздал буквально часа на 2. Направили в другой, который был придан 3-й гвардейской танковой Армии в составе 1-го Украинского фронта, и с ним прошел до окончания войны в боях за Киев, Житомир, Бердичев, Львов. Затем – Польша и дальше на Германию. Участвовал во взятии Берлина. В начале мая – марш на Прагу. Здесь и встретили День Победы. Военная служба на этом не закончилась. Из Праги через месяц перевели в Австрию, затем снова в Германию, под Берлин. Пробыли до конца 1946 года. Наконец-то, на Родину, но не к себе домой, а в Челябинск, где пробыл до марта 1947 года. На этом моя военная служба закончилась, хотя мне предлагали учиться в военном училище. Но мне всегда хотелось учиться на инженера. И я поступил в институт.»
За участие в боевых действиях Николай Николаевич награжден орденом Славы III степени, медалями "За отвагу", "За освобождение Берлина", "За освобождение Праги". Вот так очень просто, даже как-то обыденно, как об обычной работе, вспоминает о тех суровых и тяжелых годах войны Николай Николаевич.
Что ж, война – это тоже работа, только очень тяжелая, часто с печальным исходом. Здоровья Вам, Николай Николаевич! В институте трудится еще не один десяток ветеранов Великой Отечественной. Всем Вам, дорогие, здоровья, благополучия и тепла в вашем доме!
Опубликовано: газета «Атом», 1992, № 3