М.М. Гайдин

Георгию Яковлевичу Артюхову пришлось окунуться в пекло войны в самом начале.
В августе 1941 года был назначен командиром стрелкового взвода. Ему довелось участвовать в нашем первом (к сожалению, последнем для него) наступлении под Ельней. В этом бою он получил тяжелое ранение. На этом для него кончилось участие в боевых операциях.
Из личной карточки ветерана войны:
год рождения – 1922, инвалид Великой Отечественной войны 3-й группы, участвовал в военных действиях с 22 июля по 1 сентября 1941 г.,
стрелок в отряде погранвойск, затем командир стрелкового взвода,
награжден орденом Красной Звезды и четырьмя медалями.
Из характеристики:
«Работает в ФЭИ с 1953 года после окончания МГУ».
Университет окончил с отличием, и это после частичной потери зрения в результате ранения. Был рекомендован в очную аспирантуру, но по совету Д.Н. Блохинцева начал работать в новой области – реакторной физике.
«В 1965 году успешно защитил кандидатскую диссертацию. В 1969 году назначен начальником лаборатории, возглавил исследования нейтронно-физических характеристик реакторов.
Активная общественная работа на протяжении всех лет: внештатный инструктор горкома КПСС, секретарь партбюро отдела, член комиссии парткома института по контролю деятельности администрации, пропагандист. За научные разработки и активную общественную деятельность награжден орденом Октябрьской Революции».
Из отзыва начальника отдела т. Раскача Ф.П.:
«Георгий Яковлевич обладает высочайшим чувством ответственности, идущим, по-видимому, от военных лет. Его отличают исключительная грамотность в работе, широчайший кругозор, и чуткое, доброжелательное отношение к людям, огромная работоспособность, принципиальность».
Из отзывов сотрудников лаборатории:
«...стиль руководства – демократический, в сочетании с глубокой профессиональной эрудицией. Дверь его кабинета открыта для сотрудников, со всеми готов встретиться и мягко, тщательно, по-деловому побеседовать. Несмотря на последствия ранения, никогда не освобождал себя ни от субботников, ни от поездок в колхоз».
Немного из личных воспоминаний Георгия Яковлевича:
...Утром первого сентября 1941 года во время боя я был ранен и потерял сознание, оказался в окружении. Очнулся. Перевязал голову индивидуальным пакетом и по ночам продвигался к своим. Пять дней без воды и еды. В последнюю ночь на меня наткнулась группа наших бойцов. Вместе продвигаться было легче.
Наутро услышали крики «ура», на душе стало легче. Наши снова шли в атаку, началось наступление.
Меня повезли в тыл. По дороге пришлось увидеть много убитых. До сих пор часто встают перед глазами изуродованные осколками и огнем тела людей. Ужасы войны забыть невозможно.
Вспоминается, как обстреливали «юнкерсы» беженцев, как падали убитые женщины и дети. Но даже в эти тяжелые дни мы верили в победу. Без страха смотрели на смерть и готовили себя к тяжелой и решительной войне, со всей ее суровостью.
Опубликовано: газета «Атом», 1985, № 3