Ценим
ПРОШЛОЕ,
работаем
на БУДУЩЕЕ

80 лет Победы Экскурсии на Первую в мире АЭС

ТРЕВОГА НЕ БЫЛА УЧЕБНОЙ

Н.И. Ушакова

Как тысячи сверстников, в свои 20 лет Федор Новиков был призван в ряды Красной Армии в мае 1939 года из Малоярославецкого райвоенкомата. Направили же его на Балтийский флот.

– Федор Александрович, тогда многие молодые люди считали за честь служить во флоте, несмотря на то, что служба продолжалась дольше. Было ли это Вашим желанием и как служилось?

– Да мы тогда не выбирали, куда считали нужным нас направлять, туда и шли служить. Прибыл к месту службы, оттуда меня направили в Молотовское (ныне Пермское) военно-морское авиационное училище. Готовили в нем механиков по обслуживанию самолетов.

Проучился несколько месяцев. В это время началась война с Финляндией, и нас отправили воевать. Это, можно сказать, для нас, неопытных, была генеральная репетиция перед Великой Отечественной войной. Финны имели мины, а мы не умели с ними обращаться, бед от них было много. Снайперы, мы их называли «кукушками» стреляли без промаху. Трудно пришлось. Но через 3 месяца с небольшим война закончилась, и мы вернулись в училище. Учиться долго не пришлось. Досрочно, в июне 1940 года, выпустили из училища и направили в Эстонию – в Таллин. В том году Эстония, как и Латвия, и Литва, стали советскими.

Федор Александрович, как Вы узнали о нападении гитлеровских войск на нашу страну, что испытали?

– За два месяца до начала войны у нас была ежедневная учебная тревога. Ничего мы не ведали и не слышали о приближении страшного часа. Начальство нам ни о чем не говорило. В 1939 году в Москве с Германией был подписан акт о ненападении.

21 июня 1941 года нас подняли, как мы думали, по учебной тревоге. Начальник обеспечения развозил бомбы и беззлобно ругался, что опять надо будет их собирать. По приказу командира Балтийского Флота Трибуц1 корабли вышли на внешний рейд, самолеты были выведены из ангаров. Это была не учебная тревога. Нам объявили «о вероломном нападении Германии на нашу страну». До нас эти слова не сразу дошли. Так вокруг все было безмятежно, мирно – теплое утро, голубое небо и вдруг...

Перебазировали нас в Финский залив, на остров Эйзель. Замаскировали технику, а самолеты начали готовить к вылету. Полковник Преображенский командовал нашим 51-м миноторпедным полком. Он и повел полк 6 августа в первый вылет в направлении Берлина. И самолеты долетели до Берлина, сбросили бомбы. Геринг объявил, что русская авиация разбита, а бомбят англичане. Во второй вылет заодно сбросили с самолетов газеты «Красная Звезда» и «Красный Балтийский Флот» в доказательство того, что бомбят русские. Третий вылет 16 августа был неудачным, здорово нас потрепали штурмовики «Мессер-110».

На остров, где мы базировались, высадился немецкий десант, и наш полк в срочном порядке вылетел под Таллин, местечко Сурнули. Через некоторое время мы и здесь оказались в котле, и надо было как-то выбираться вместе с флотом в Кронштадт. Это был жуткий переход. Немец накрывал нас с воздуха, наши же летчики не могли ничем помочь – самолетов не осталось. В светлое время на кораблях и транспортах шли в Кронштадт. Из 197 боевых кораблей 55 были разбиты. Из нескольких транспортов (на каждом было по 5-6 тысяч военных и гражданских лиц) дошел один – «Казахстан». Его привел сержант, командира и замполита смыло в море. С потерями выбрались из котла.

Так как самолетов пока не было, то Фёдора Александровича с другими краснофлотцами отправили в Ораниенбаум, где он пробыл в обороне 2 месяца. Затем весь летно-технический состав сняли с передовой и направили на аэродромы, куда уже прибыли самолеты; Федора Александровича – в Кронштадт. Здесь, в 10-м гвардейском полку 1-й гвардейской истребительной дивизии он защищал до снятия блокады Ленинград, прикрывал дорогу жизни на Ладожском озере.

После снятия блокады Федор Александрович опять в Прибалтике: прошел, освобождая Эстонию, Литву, Латвию и дальше на Польшу. В 1944 г. воевал в 16-й отдельной авиаэскадрилье морского островного района. Войну закончил в Поневежисе, в Литве. И снова – Эстония. Уже отсюда в 1949 году он демобилизовался. За ратные подвиги у Федора Александровича немало боевых наград – орден Красной Звезды, медали «За взятие Кенигсберга», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и др. Есть и дорогие ему памятные знаки: «Ветеран дважды Краснознаменного Балтийского Флота» и «Ветеран авиации ВМФ».

В 1949 году Федор Александрович вернулся в родные места и пришел работать в энергохозяйство ФЭИ (тогда п/я). После пуска ТЭЦ работал на ней турбинистом. Вместе с коллегами по работе не один капитальный ремонт сделали своими руками. Сегодня он трудится также на ТЭЦ, на береговой насосной станции.

Опубликовано: газета «Атом», 1995, № 3


1Трибуц Владимир Филиппович (15 (28).07.1900–30.08.1977) – советский военачальник, адмирал (1943), в 1939–1947 гг. – командующий Краснознаменным Балтийским флотом.