Ценим
ПРОШЛОЕ,
работаем
на БУДУЩЕЕ

80 лет Победы Экскурсии на Первую в мире АЭС

ЮНГА ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА Г.И. АБАКУМОВ

В.П. Вареник

«До войны мы жили в Севастополе на улице К. Маркса», – вспоминает Георгий Иванович Абакумов, в годы войны – юнга флота, ныне – пенсионер, ветеран Физико-энергетического института.

Когда началась война, Георгию шел двенадцатый год.

Довоенный Севастополь, как и сейчас, а, может, и в большей степени, – это город военных моряков. Корабли у причалов, на рейде, флотские патрули на улицах города, и мальчишки, завистливым взглядом провожающие их и мечтающие скорее подрасти и самим стать военными моряками.

И море, ласковое и нежное, плещется у твоих ног ленивой волной, а синее, почти бирюзовое, небо растворяется в морской глади за горизонтом. Вдали завис парусник, суетливо над волной мельтешат чайки. Из города доносится оркестровая музыка. Кажется, другого благодатного места на Земле нет.

Все взорвалось и кануло в преисподнюю 22 июня 1941 года.

Рассказывает Георгий Иванович: «22 июня 1941 года я вскочил среди ночи, разбуженный беспрерывными залпами зениток. Стреляло, казалось, все, что могло. В первое мгновение подумал, что это учения. По небу метались лучи прожекторов. В их перекрестиях виден был самолет. Затем раздались грохоты взрывов. В городе рвались авиационные бомбы. И тогда отец сказал: «Это, дети, война».

И началась жизнь страны, города, людей в другом, ранее нам не знакомом, измерении. Детство – оно как бы осталось, но стало другим, не похожим на детство довоенное.

«Отец сразу же был призван в армию, – вспоминает Георгий Иванович. – Семья, это кроме меня, сестра и брат, подается в недалекую эвакуацию, в город Ростов-на-Дону. Маме пришлось с нами туго, – продолжает Георгий Иванович. – Затем оккупация города немцами. Семья практически оказалась без средств к существованию. Мы, дети, как могли, старались помочь маме. Я с братом ходил по близлежащим деревням обменивать остатки скудного скарба на продукты».

После поражения немцев под Сталинградом фронт быстро приблизился к Ростову. Весной 1943 года город был освобожден.

Из Ростова семья перебирается в Поти, и в сентябре Георгий Иванович с братом поступают в школу юнг вспомогательного флота. В их жизни наступает очередной этап, очень интересный, насыщенный новыми, ранее неизвестными событиями и фактами. Однако это было уже не детство, это было отрочество.

Восемнадцать подростков, успешно сдавших вступительные экзамены, на гидрографическом судне «Глубомер» доставляют в порт Очамчира, где на сторожевом корабле «Комендор» из гидрографического отряда Черноморского флота они проходят начальную подготовку.

Начались дни напряженной учебы. Юнги изучают строевой и корабельные уставы, устройство и вооружение корабля, стрелковое оружие, рулевое, сигнальное, шлюпочное и боцманское дело. Учат их и суровому морскому быту: стирать, гладить, шить, драить.

В декабре 1943 года курсанты возвращаются в Поти и продолжают учебу на берегу.

В мае 1944 года обучение в школе заканчивается. Юнге Георгию Абакумову вручают документы и командируют на «Комендор» для продолжения практической учебы.

С лета 1944 года Г. Абакумов на гидрографическом судне «Дунай» исполняет обязанности рулевого-сигнальщика, поддерживает связь с постами СНИС1. В Керчи участвует в тралении Керченского пролива, ограждая фарватер вешками. По возвращении в Новороссийск его переводят на гидрографическое судно «Глубомер», которое в составе каравана судов под конвоем кораблей охранения приходит в родной Севастополь.

Вспоминая прошлое, Георгий Иванович рассказывает: «В дальнейшей моей судьбе было много радостных и трагических, смешных и грустных историй. С сентября 1945 года до лета 1948 года работал на судах вспомогательного флота… Ходили в основном в Новороссийск, Одессу, Констанцу».

В 1954 году Георгий Иванович поступает в Харьковский политехнический институт и успешно заканчивает его в 1959 году. По окончании института по направлению едет в город Обнинск в Физико-энергетический институт.

В ФЭИ Георгий Иванович прошел ступени служебной карьеры от старшего лаборанта до заместителя директора отделения. Неоднократно поощрялся как руководством отрасли (министерства), так и института. В 1996 году вышел на пенсию.

* * *

Георгий Иванович считает, что он в долгу перед старшим поколением. Вот что он говорит об этом: «…В войну было трудно всем: и в глубоком тылу, и в прифронтовой полосе, и тем, кто в воинских частях были сыновьями (дочерьми) полков, юнгами. Но и там – на фронте – мы, дети, ощущали о себе постоянную заботу. Воины армии и флота видели в нас своих сыновей (дочерей), младших братьев и сестер. Они всячески оберегали нас в минуту опасности, порой ценой собственной жизни, делились с нами всем, чем могли…»

Об этом нам – юным защитникам Родины – никогда не следует забывать. Мы всегда должны быть благодарны старшему поколению воинов армии, флота, всегда помнить о том, что именно они сделали все для нашей Победы».

Опубликовано: газета «Атом», 1995, № 3


Вареник Владимир Петрович – сотрудник теплофизического сектора ФЭИ в 1967 – 1993 гг. Малолетним убежал на фронт и стал сыном полка. Много пишет о ветеранах, сотрудниках института. В 2008 году выпустил сборник рассказов «Без возвращения на Марс»

1СНИС – служба наблюдения и связи