Ценим
ПРОШЛОЕ,
работаем
на БУДУЩЕЕ

80 лет Победы Экскурсии на Первую в мире АЭС

В ВОЗДУХЕ У-2

А.Ф. Павлов

В обороне Москвы участвовали авиагруппы гражданского флота. В одной из них был я. Летчики нашей авиагруппы вели разведку, транспортировали военные грузы и людей, разбрасывали листовки над немецкими позициями. Летали на самолетах У-2 (ПО-2), Лн-2, Р-5. Самолеты (кроме Р-5) не имели вооружения.

Мы сами изготавливали своеобразные «бомбы» – клеенчатые мешки, заполняли горючей смесью. Летчики с наступлением темноты отправлялись к заданным целям. Штурман, он же и бомбардир, руками выбрасывал над целью такие мешки за борт. «Бомба» взрывалась метрах в пятидесяти от земли, поливая огненными струями скопления техники и траншеи врага.

Во время ночных налетов на Можайск, Кубинку, деревню Березовка немцам был нанесен значительный урон. Большой пожар возник на станции Дорохово, где с воздуха удалось поджечь скопившиеся там воинские эшелоны.

«Огненные мешки» наши авиаторы применяли и в боях за Вязьму и Дорогобуж. Все чаще самолеты У-2 стали использовать для бомбометания ночью. Летчики брали с собой не только «огненные мешки», но и фугасные и зажигательные бомбы. Так У-2 превратились в легкие ночные бомбардировщики.

Самолет У-2 был устойчив в воздухе, мог взлететь и садиться на небольших площадках. Это позволяло нашим эскадрильям базироваться совсем близко к переднему краю.

Небольшая скорость (130 км/час) машин давала возможность вести детальную разведку вражеских объектов.

Вначале немцы пренебрежительно относились к нашим самолетам, именуя их «русь фанер» или «этажерки», но потом, видимо, мы их сильно допекли, стали разыскивать наши аэродромы.

Машины мы маскировали хорошо. Затаскивали в кусты и прикрывали ветками.

Когда под Москвой разбили немцев, боевой путь наш проходил по Калужской земле: в деревне Колесниково располагался штаб, эскадрильи базировались в Спас Загорье. Далее пошли ­ Полотняный Завод, Ельня, Орша, Смоленск, Минск, Молодечно, Вильнюс, Каунас и Восточная Пруссия.

Наша задача техников и механиков, кто обслуживал самолеты, чтобы самолеты летали. Выполняя ее, мы порой забывали счет времени. Войну я закончил в Кенигсберге (ныне Калининград).

Павлов Анатолий Федорович,1919 года рождения, член КПСС с 1962 года, награжден двумя медалями «За боевые заслуги» и многими другими боевыми медалями. Работает в институте механиком с 1948 года. За трудовые достижения награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Опубликовано: газета «Атом», 1985, № 6