
В канун 47-й годовщины Советской Армии по Центральному телевидению с воспоминаниями о боевых делах одного из партизанских отрядов, действовавших на территории Смоленской области, выступил его бывший командир М.З. Слепаков.
– Да это же наш майор Матвей Слепаков! – взволновалась работница Физико-энергетического института Зинаида Михайловна Арабельская. Она написала письмо в Москву. И вот в ее руках ответ.
«Здравствуй, Зина! Читая твое письмо, я, право, даже прослезился. Ведь больше двадцати двух лет ничего о тебе не знал. Разве можно забыть о боевом партизанском времени, о тех днях, когда ты выхаживала меня вместе с другими оставшимися в тылу врага ранеными товарищами!..».
А 8-го марта Зинаиде Михайловне пришла поздравительная теплая открытка и от бывшего комиссара отряда Л.Ф. Муханова.
Воскресли в памяти суровые годы…
В июне 1941 года двадцатидвухлетняя комсомолка Зина Арабельская (тогда еще Ильичева) добровольцем ушла на фронт. Ей, классному шоферу, доверили бронеавтомобиль. В составе 106-й танковой дивизии она отправилась на передовую. Шли тяжелые бои. Враг наступал. Шестого октября наши войска оставили Ельню. Танковая дивизия, отходя на Вязьму, оказалась в окружении. Пытались прорвать вражеское кольцо и выйти к своим. Не удалось. Дивизия сильно поредела. Кончились боеприпасы. Пришел приказ: уничтожить крупную боевую материальную часть и небольшими группами выходить из окружения. Тяжело раненых решено было оставить до излечения в лесах. Зина осталась с ними.
Начались морозы, выпал первый снег. К этому времени раненые немного поправились.
– Переоделись в гражданскую одежду, – вспоминает Зинаида Михайловна, – нашли лошадь и поехали в совхоз Мархоткино, что под деревней Митишкино Ельнинского района Смоленской области. В первой же деревне попали к немцам. Они привели нас в штаб. Мы назвались беженцами. Через некоторое время нас отпустили «домой» в названную нами деревню, велели зарегистрироваться в местной комендатуре. Среди нас был и майор Слепаков. Немцы, конечно, об этом догадываться не могли.
Сразу же по приходу в Митишкино у Слепакова созрело решение создать партизанский отряд.
В декабре партизанский отряд был сформирован. Вышли в леса. В деревне Желанье Знаменского района соединились с отрядом подполковника Кириллова. Я стала у него связной. А после боев, по ночам, на конной повозке отвозила раненых на полевой аэродром. Отсюда на самолете их отправляли на Большую землю.
В январе к нам прилетел кинооператор Михаил Шнейдеров. Он заснял боевые действия партизан для документального фильма «Народные мстители». В этом фильме я видела и себя. Майор Слепаков после соединения нашего отряда с отрядом Кириллова был переведен в регулярные части Советской Армии.
«Партизанское движение охватило почти всю Смоленскую область, – продолжает З.М. Арабельская. – Народные мстители находились почти в каждом населенном пункте. В феврале 1942 года, после разгрома крупного гарнизона немцев в Угодском Заводе Калужской области, к нам прибыл майор В.В. Жабо, бывший командиром отряда партизан, осуществивших смелую операцию. Под его руководством из разрозненных партизанских групп был создан Первый особый Знаменский полк (по названию района). Я стала разведчицей. Вместе с другими разведчицами пробирались в оккупированные деревни, узнавали о численности и боевой оснащенности немцев, о коммуникациях, о настроении жителей. Работала затем и на коммутаторе полевой связи полка, доставляла донесения в штаб воздушно-десантного корпуса генерала Казанкина, высадившегося в тылу врага…»
…Со станции Угра наступали крупные немецкие части. Рота отбивала атаку за атакой. Зинаида Михайловна все время поддерживала оперативную связь между ротами и штабом полка во время этого боя. Немцы, получив подкрепление, наступали со стороны станции. Силы партизан таяли. Решено было немедленно отойти вместе с ранеными к Преображенскому лесу. У самого леса партизан обстреляли вражеские самолеты. Лошади вырвались. Зинаида Михайловна с двумя ранеными углубилась в лес. Всю ночь блуждали по лесу, а под утро попали в десантный корпус генерала Казанкина. Здесь-то состоялась ее вторая встреча с майором Слепаковым…
Вместе с полком генерала Казанкина целый месяц пробивались к своим в направлении на город Киров Калужской области. При артиллерийском обстреле Зинаида Михайловна была тяжело ранена. Ее отправили в госпиталь. Это было в июле 1942 года.
А когда партизанский полк прорвался к нашим, Зинаида Михайловна снова надела солдатскую форму. После окончания Челябинского танкового училища, которое она окончила за три месяца, З.М. Арабельская в звании техника-лейтенанта приняла тяжелый танк и отправилась на фронт, участвовала в штурме Корсунь-Шевченковской группировки на Украине и Сандомировского плацдарма в Польше. Не раз смотрела смерти в глаза. Однажды, в одном из боев, ее танк был подорван. Друзья-танкисты еле успели вытащить Зинаиду Михайловну из люка. После тяжелого ранения Зинаиде Михайловне танк уже не дали, но по ее просьбе оставили в полку техником.
День Победы она встретили под Прагой… Грудь мужественной патриотки украсили боевые награды: орден Отечественной войны 2-й степени, медали: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина»…
Ранней весной 1953 года по призыву партии и правительства на покорение целинных земель Алтая отправились тысячи добровольцев. Среди них была и коммунист Арабельская. Ее трактор около четырех лет бороздил веками нетронутую землю. Трактористку наградили медалью «За освоение целинных и залежных земель».
Сейчас Зинаида Михайловна работает в Физико-энергетическом институте. Вот уже несколько лет она – бессменный председатель цехового комитета профсоюза.
Давно затихли залпы фронтовых орудий, сравнялись с землей окопы и блиндажи, из пепелищ поднялись новые города. Но в памяти народной навсегда останутся воспоминания о войне. Не забываются и герои.
Опубликовано: газета «Вперед», 1965, № 4
Калинин К. – сотрудник ФЭИ.